четверг, 26 января 2012 г.

Английский портрет 18 века в зарисовках.

Родоначальниками английской школы живописи стали такие художники как Лели (голландец по происхождению), Добсон и Самюэль Купер.

Интересно, что живопись как жанр искусства получил распространение в Англии только в начале 17 века. В отличие от своих голландских, фландрийских и французских коллег, которые посещали Италию с целью познакомиться с эталонами выбранного ими стиля – воспеваемыми еще Викельманом «благородной простотой и спокойном величием» греческого искусства, английские живописцы пользовались уже сформировавшимися образами и положениями классицизма, активно используя накопленный другими школами опыт.

Первоначальное огромное влияние на английскую живопись оказали такие замечательные художники как Гольбейн и Ван Дейк. Последний был голландцем по происхождению, некоторое время учился в школе у Рубенса, а потом, в силу сложившихся обстоятельств в 1632 году переехал в Лондон, где служил придворным живописцем до самой своей смерти в 1641 году. Влияние придворного живописца на английское искусство нельзя недооценивать – именно ему подражали молодые английские дарования и именно благодаря ему живопись постепенно выходила в Англии из тени, становясь не только инструментом для увековечивания великих людей и грандиозных событий, но и способом передать более тонкие, бытовые вещи. Такие как, как особенно заинтересовавшие английских классицистов, отношения между людьми.

Пожалуй, именно первоначальное влияние голландского барокко и только последующие за ним визиты французских светских живописцев привели к тому, что английская живопись эпохи классицизма не только пугающе реалистична, но удивительно эмоциональна, подчас смешлива и сохраняет в себе искренность, которая сохранится и в работах художников 19 века.

Тем не менее, уже в начале 18 века в Англии начали появляться первые портреты «разговорного жанра», которые и прославили английское искусства того периода на весь мир. «Разговорный жанр» или conversation pieces, отличались от духовных и других светских произведений, прежде всего буржуазным, бытовым характером изображения. Английские живописцы предпочитали изображать людей не в образах пасторальных пастушек, как того требовал жанр рококо, и не греческими богами или монументальными личностями (Человечищами), как того требовало барокко. Они не так страстно ратовали за строгость и гармонию линий, за сдержанность и просветительский характер, как того требовал классицизм в самом узком его понимании. Наоборот – они пытались изобразить человека в привычной обстановке, занятым привычными ему делами. Это вызывало огромный интерес у публики! Впервые за долгое время можно было увидеть портрет не просто чинно сидящего семейства в самых лучших украшениях, а радостных людей, занятых игрой в карты или шарады. Люди на картинах занимались повседневными делами, ругались и радовались, переживали неприятные и волнующие события:



Картина «Брачный контракт» , написанная Уильямом Хогартом - основоположником и ярчайшим представителем «разговорного жанра», является прекрасной иллюстрацией к особенностям искусства того времени. Эта картина состоит в серии «Модный брак» и изображает девушку, которую отдают замуж, заключая брачный контракт. Сатирическая составляющая, умело обличающая английские нравы того времени, умело сочетается здесь с богатством деталей и понятным для широкого зрителя тематикой картины. Каждый персонаж наделен своим характером – вот поникшая девушка, которой льстивый кавалер что-то нашептывает на ухо. Вот пожилой мужчина, который старательно вычитает некий документ, нацепив на нос подобие очков. Напротив него хозяин дома со сломанной ногой, который внимает словам чтеца и тычет пальцем в генеалогическое древо. Рядом суетится какой-то мелкий клерк, подающий бумаги, а под ногами снуют собаки. С помощью одной только картины, художник смог охватить целый круг персонажей, вычленить характерные для Англии того времени лица и выразить менталитет своей страны в мелких деталях. Внимательный зритель увидит и суету, когда все собрались в одной маленькой комнате без должной вентиляции, разброд и шатание, где каждый занимается своим делом, а по крайней мере два персонажа с картины вообще не принимают участие в действии – один занят болтовней с чем-то за рамками показанной нам сцены, а еще один внимательно разглядывает картины на стене, игнорируя беседы за столиком. Кроме того, судя по выбранной цветовой схеме и динамичности персонажей, а так же их скученности, становится видно насколько сильно еще влияние голландской школы эпохи барокко на английское искусство.

Но уже при Хогарте английская живопись начала претерпевать значительные изменения. Причиной тому стало огромное влияние, которое оказывали на своих английских коллег французские живописцы. К примеру, известный своими «галантными» произведениями Ватто, который предпочитал яркие жизнерадостные цвета и многофигурные композиции на лишенные драматизма темы. Впрочем, английская школа взяла у Ватто лишь самое лучшее – романтичность, жизнерадостной цветов и персонажей. Например, вот такая картина:



Эта картина принадлежит кисти другого известнейшего английского живописца Джошуа Рейнолдса. Он не был так известен как его коллега по бытовому жанру Хогарт или портретист-Гейнсборо, но удивительная легкость и даже игривость многих его портретов демонстрирует, как быстро английская школа наверстала упущенное, жадно впитывая полученные знания. Художник опять же постарался изобразить искренность, игривость и легкость молодой женщины, которая движется легким шагом к зрителю. Особенно важно здесь ее выражение лица чуть удивленное выражение лица, выразительные добрые глаза и поджатые губки делают ее образ невинным, романтичным и удивительно теплым.

Названный выше Гейнсборо выбрал несколько иной путь развития, его фигура вытянуты и несколько печальны. Огромное внимание этот живописец уделял пейзажу в своих картинах:





Человеческая фигура на таких его портретах уступает силам природы и именно пейзаж наиболее ярко отражает эмоциональную составляющую картины. Люди, на обеих, представленных мной в качестве примера картинах напоминают задумчивые статуи или марионеток, замершие в расслабленных позах на фоне приближающихся гроз. Они отодвинуты от центра, являясь декоративным приложением к гнетущему пейзажу. Последняя картина – портрет «Супругов Эндрюс» выглядит почти иронично. Тощие, нескладные фермеры нервно позируют на фоне собственных угодий. Муж устало смотрит на живописца, словно бы понимает, что это занятие не принесет ему лично никакой пользы и ничего хорошего из такого заказа не выйдет. Жена, одетая в лучшее платье, старательно позирует, прижимая к себе платок. Рядом с супругами стоит охотничий пес, выражающий всем своим поведением нетерпеливое желание двигаться дальше и ждущий отмашки от хозяина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий